Консерватория, газета, католическая киностудия, агентство недвижимости, дайвинг, тропический остров, суд, Сибирь. Может, в консерватории что-то подправить?

Это все у нас с мужем на двоих. Мы поступили в консерваторию в одной стране, когда "музыковед" - это звучало гордо, а закончили ее в другой - когда трудно было придумать более бесполезное образование. И все-таки мы ни о чем не жалеем - было весело:))

вторник, 25 марта 2014 г.

Лунная соната

http://youtu.be/SQgKYWrnnME

Приличные люди делятся на два вида: на тех, кто любит Лунную сонату, и на тех, кто ее уже разлюбил. Любовь к Лунной сонате убывает обратно пропорционально росту снобизма, а снобизм возрастает прямо пропорционально росту профессионализма.
Андрей Баталов, наш друг и коллега, не любил Лунную сонату - он был снобом, потому что получил высшее музыкальное образование по пианино, - и профессионалом, потому что работал в ресторане в городе Владивостоке.

Каждый вечер он бойко наяривал "Мурку", однако отдавал себе отчет в том, что среди посетителей кабачка вполне могут отыскаться любители Лунной сонаты, и вот-вот какой-нибудь лох  закажет Бетховена.
- Эдик, возьми в библиотеке нотки Лунной, я тебя умоляю, - приставал он к напарнику-студенту той же самой альма-матер.
- Принесу, принесу, - обещал тот и не нес.

И вот, подкралось. Полная возрастная дама, культурно образованная еще на радиопередачах "В рабочий полдень", положила на черную блестящую поверхность пианино зелененькую бумажку и застенчиво попросила сыграть для нее любимую Лунную сонату. Андрей побледнел, но выдавил улыбку.
- Эдик, ты сволочь, - зашипел он юноше, когда женщина отошла к своему столику. - Я тебя сколько раз просил! Что теперь делать? Сто баксов на дороге не валяются...
Эдик чуть не рыдал от досады. Несмотря ни на что, Андрею даже в голову не пришло отказаться от выполнения заказа.
- Так-так-так, начало я помню, там такие триоли в до-диез-миноре... Басовый ход вниз. Потом мелодия пошла: до-диез, ре, си-диез, до... а потом - пес его знает, модуляция куда-то. Сколько она вообще звучит? Минутки две с половиной, так? Засекаю. Надо продержаться... Лабаем Лунную.
И с невозмутимым лицом, как у Раймонда Паулса, Андрей пафосно заиграл вступление. Вот успешно закончил период, поглядывая на часы... Двадцать секунд - полет нормальный... Еще раз провел мелодию, сымпровизировал по гармониям из "Мурки" в триольной фактуре, заблудился, нашелся, и так насколько раз, - наконец, исполнил заключительный аккорд и вытер пот со лба.
Довольная дама зааплодировала.
- Ах, спасибо, молодой человек, - подошла она к инструменту. - Я чуть не заплакала. Правда, мне показалось, пара ноток у вас была как бы не...
- Если бы пара, - шепнул Андрей Эдику. - Там живого места не было... Но две минуты позора - и сто баксов в кармане!
Эту историю я услышала от Андрея давно, еще в прошлом тысячелетии.

***
Пару лет назад нас с Сашей пригласили поработать в тайской музыкальной школе. Не чаяв найти работу по специальности на Родине, совершенно неожиданно мы сгодились на тропическом острове.

- Что я тебе покажу! Обхохочешься! - пообещал Саша с порога. - Вот что я нашел в школе, когда рылся в куче нот, - и он протянул мне пару отксерокопированных страничек нотного текста. - Не поленился, скопировал.
Я вгляделась - знакомые триоли, бас вниз пошел...
- Лунная, что ли? Ну да, название Moonlight Sonata.
- Ты на тональность посмотри!
- Ми минор... Ой! Как это? Глазам не верю!
- Я тоже сперва не поверил. Видимо, кому-то показалось, что в до-диез миноре слишком много знаков, можно поменьше. Вот и странспонировал. Это еще не все, смотри дальше по тексту.
- А чего это она такая подозрительно короткая? - усомнилась я. - Там же должно быть в два раза больше текста.
- Ну конечно! - захихикал Саша. - Издатель решил, что Бетховен написал слишком длинно, и выкинул всю разработку. А чего тянуть кота за хвост.
- Какая прелесть! - развеселилась я. - Облегченный вариант для любителей. Значит, Андреево вольное обращение с текстом Лунной - еще не предел.

***
Системы в преподавании здесь никакой, главный принцип - удовлетворить клиента-студента.
Студенты тайской музыкальной школы, от трех лет до шестидесяти, - всех мастей: русские туристы, тайские аброригены, китайцы, африканцы, "фаранги" из Англии, Франции, Италии, Германии, Израиля и метисы в различных пропорциях. У каждого своя небезынтересная история.

Например, Сашиной ученице Полине тридцать лет, она из Москвы, ведет бизнес в Таиланде. Несмотря на занятость, учится играть на фортепиано. Начала с нуля. Занимается с Сашей всего четыре месяца, но прет как танк. Уже купила электронное пианино на виллу. Одно плохо: едва освоив игру двумя руками, сразу затребовала себе Лунную.
- Лучше бы поиграла легкие пьесы, да побольше, - пожимаю я плечами, когда Саша за ужином поделился со мной.
- Предлагал, уговаривал - ни в какую. Говорит, мечта всей моей жизни - сыграть Лунную сонату. Изумительная, нечеловеческая, говорит, музыка.
- Ну, тогда конечно. Клиент всегда прав. Кстати, по каким ноткам вы занимаетесь - по тайским?
- Еще чего, - оскорбился Саша. - Все по-честному, в до-диез миноре учит.

Эксперимент заинтриговал меня.
- Как там Лунная продвигается?
- Удивительно, но хорошо. Видимо, Полина дома много занимается, - похвалил Саша. - Я думаю, что она даже могла бы выступить с Лунной на школьном концерте.
- Ты уверен? - засомневалась я.
- Еще целая неделя. Придет в четверг - посмотрим.

С урока вышел развеселый:
- Что сегодня отмочила Полина! Выучила наизусть, говорит, хочу сыграть на концерте. Села, вступила, триоли, пошла мелодия, вдруг слышу, что-то не то... Стоп! В чем дело? Почему в мелодии "си, си", а не "си, до"? А потому, говорит, что я не дотягиваюсь мизинцем до "до".
- Ха-ха-ха! Это ее личные проблемы. Пусть учит.
- Да, но знаешь что она мне на это ответила? Я, говорит, посчитала, сколько человек придет на концерт, а сколько из присутствующих будет в курсе того, что там должно звучать "до", так у меня вышло примерно три процента, вот я и решила ради них особенно не напрягаться. Представляешь?
- Да она идет по стопам Андрея! - рассмеялась я. - Ей бы в кабаке работать.
- Пока что я ей объяснил, что люди делятся на два вида - на тех, кто любит Лунную, и на тех, кто уже разлюбил, но и те и другие прекрасно знают ее на слух. Убедил. Пошла учить.


Ко Самуи, 2014

Ольга Сквирская




Читайте книги Ольги Сквирской на сайтах ЛитРес
https://www.litres.ru/olga-evgenevna-skvirskaya/
и Проза.ру
https://www.proza.ru/avtor/olgaskvirskaya

Комментариев нет:

Отправить комментарий