Консерватория, газета, католическая киностудия, агентство недвижимости, дайвинг, тропический остров, суд, Сибирь. Может, в консерватории что-то подправить?

Это все у нас с мужем на двоих. Мы поступили в консерваторию в одной стране, когда "музыковед" - это звучало гордо, а закончили ее в другой - когда трудно было придумать более бесполезное образование. И все-таки мы ни о чем не жалеем - было весело:))

воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Квартет как способ дружить

Квартет как способ дружить

30-31 марта в ДУ С РАН новосибирский Filarmonica-квартет исполнил Квартет Чайковского № 2 и Квартет Бородина № 2.

Если «да», то «да».
Если «нет», то «нет».
Что сверх того – то музыка.

Венедикт Ерофеев

Искренний в своих бурных проявлениях Чайковский. Эпически бесхитростный Бородин. Атмосфера светлой задушевности в зале. Четыре голоса то сходятся в одну гармонию, то спорят, отстаивая каждый собственную мелодическую линии, то зажигательно танцуют… И самозабвенные движения корпусов четырех артистов тоже напоминают танец.
Это чистая музыка, без утверждения и отрицания, без детализации и актуализации. Без житейской событийности. Жанр квартета не терпит суеты, не жаждет дешевой популярности. Он ненавязчиво ждет от поклонников владения языком чистой музыки. А от исполнителей? Чего от требует от исполнителей? От Валерия Карчагина, Оксаны Анисимовой, Владимира Копылова, Николая Гируняна, в сумме дающих отличный квартет «Филармоника»?
«Они жертвенно относятся к своей профессии», считает Галина Борк, директор коллектива.
Значит, квартет требует жертв…
- Есть физическая культура, - говорит Валерий Карчагин, первая скрипка. – Когда человек занимается культурой своего тела. Душа тоже «обязана трудиться». Заниматься своей культурой. Смысл любого человека – достигнуть истины в том, что он делает, дойти до сути, раскрыть замысел, выявить все краски… Это сложно. Иногда вроде бы играешь музыку, а музыки нет. Повторяем, повторяем… Постепенно ткань начинает звучать, и появляется нечто, которое трудно назвать словами.
- На любовь похоже?
- Может быть…
- Что первично: музыканты «Филармоники» дружат между собой, потому что играют вместе, или играют вместе, потому что дружат?
- В квартете, конечно, должны играть единомышленники. Квартет – это не только скрипка плюс скрипка плюс альт плюс виолончель, рождается новая музыкальная сущность. Это не подразумевает какого-то монолита, где все грани нивелированы, какого-то общего звукового пятна. Наши музыканты не идут по пути приспособляемости. Каждый в свою партию старается внести максимум музыкальной выразительности.
- В чем особенность музицирования струнного квартета?
- Для квартета создается высокая проблемная музыка. Собственно, в основе симфонического оркестра лежит это же инструментальное сочетание - скрипка плюс скрипка плюс альт плюс виолончель – в укрупненном масштабе. Однако если оркестру свойственны глобальные обобщения, то квартету – тонкие движения чувств, личностные проблемы.
- Как вы строите репертуар?
- Жанр квартета существует с ХVII века. Мы играем квартеты венских классиков, русских композиторов, авангард 20-х – Мосолов, Рославец, авангард 60-х – Шнитке, квартеты Дебюсси, Равеля, Сметаны, американских композиторов, живущих ныне. Но особенной нашей любовью пользуется музыка Дмитрия Шостаковича. Есть и новосибирские квартеты в нашей практике – «Блаженны плачущие» Екатерины Израновой, репетируем квартет Сергея Кравцова, собираемся исполнить его на гастролях в Америке…
Квартет – это не просто озвученная партитура. Это способ мыслить, переживать и дружить.

Ольга Сквирская




Комментариев нет:

Отправить комментарий