Квартет
как способ дружить
30-31
марта в ДУ С РАН новосибирский Filarmonica-квартет
исполнил Квартет Чайковского № 2 и Квартет Бородина № 2.
Если
«да», то «да».
Если
«нет», то «нет».
Что
сверх того – то музыка.
Венедикт
Ерофеев
Искренний
в своих бурных проявлениях Чайковский. Эпически бесхитростный Бородин.
Атмосфера светлой задушевности в зале. Четыре голоса то сходятся в одну
гармонию, то спорят, отстаивая каждый собственную мелодическую линии, то
зажигательно танцуют… И самозабвенные движения корпусов четырех артистов тоже
напоминают танец.
Это
чистая музыка, без утверждения и отрицания, без детализации и актуализации. Без
житейской событийности. Жанр квартета не терпит суеты, не жаждет дешевой
популярности. Он ненавязчиво ждет от поклонников владения языком чистой музыки.
А от исполнителей? Чего от требует от исполнителей? От Валерия Карчагина,
Оксаны Анисимовой, Владимира Копылова, Николая Гируняна, в сумме дающих
отличный квартет «Филармоника»?
«Они
жертвенно относятся к своей профессии», считает Галина Борк, директор
коллектива.
Значит,
квартет требует жертв…
-
Есть физическая культура, - говорит Валерий Карчагин, первая скрипка. – Когда человек
занимается культурой своего тела. Душа тоже «обязана трудиться». Заниматься
своей культурой. Смысл любого человека – достигнуть истины в том, что он
делает, дойти до сути, раскрыть замысел, выявить все краски… Это сложно. Иногда
вроде бы играешь музыку, а музыки нет. Повторяем, повторяем… Постепенно ткань
начинает звучать, и появляется нечто, которое трудно назвать словами.
-
На любовь похоже?
-
Может быть…
-
Что первично: музыканты «Филармоники» дружат между собой, потому что играют
вместе, или играют вместе, потому что дружат?
-
В квартете, конечно, должны играть единомышленники. Квартет – это не только
скрипка плюс скрипка плюс альт плюс виолончель, рождается новая музыкальная
сущность. Это не подразумевает какого-то монолита, где все грани нивелированы,
какого-то общего звукового пятна. Наши музыканты не идут по пути
приспособляемости. Каждый в свою партию старается внести максимум музыкальной
выразительности.
-
В чем особенность музицирования струнного квартета?
-
Для квартета создается высокая проблемная музыка. Собственно, в основе
симфонического оркестра лежит это же инструментальное сочетание - скрипка плюс
скрипка плюс альт плюс виолончель – в укрупненном масштабе. Однако если
оркестру свойственны глобальные обобщения, то квартету – тонкие движения
чувств, личностные проблемы.
-
Как вы строите репертуар?
-
Жанр квартета существует с ХVII
века. Мы играем квартеты венских классиков, русских композиторов, авангард 20-х
– Мосолов, Рославец, авангард 60-х – Шнитке, квартеты Дебюсси, Равеля, Сметаны,
американских композиторов, живущих ныне. Но особенной нашей любовью пользуется
музыка Дмитрия Шостаковича. Есть и новосибирские квартеты в нашей практике – «Блаженны
плачущие» Екатерины Израновой, репетируем квартет Сергея Кравцова, собираемся исполнить
его на гастролях в Америке…
Квартет
– это не просто озвученная партитура. Это способ мыслить, переживать и дружить.
Ольга
Сквирская
Комментариев нет:
Отправить комментарий