Про Каца
Редакция газеты "Семь дней в Новосибирске", 1996 год.
Никто из журналистов не хочет идти на интервью с Кацем.
Никто из журналистов не хочет идти на интервью с Кацем.
- Во-первых, он любит опускать журналистов, во-вторых,
все равно ничего хорошего не скажет, - жалуется редакционный народ. - А если и
скажет, его жена потом все живое вычеркнет и оставит одни штампы.
- Оркестр только что вернулся с гастролей, все равно
кому-то надо сходить и поговорить с дирижером, - настаивает Валя-редактор.
- А пусть Ольга идет, - все набросились «на новенького».
- Я пока не знаю, как она берет интервью, - не
соглашалась Валентина.
- Есть только один способ это узнать.
- Первое интервью – и сразу с Кацем, - возражает Валя. -
Ну ладно, все равно желающих нет. Оля, звони в филармонию, договаривайся.
- ...Ольга, есть три способа взять хорошее интервью, -
учит меня более опытная в этих делах Лена. - Первый – «влюбись в собеседника», второй
– «влюби его в себя», третий – «размажь его». Так что, Ольга, иди и размажь
Арнольда Михайловича!
Я вздыхаю. Еще вопрос, кто кого размажет.
По образованию я «высоколобый музыковед», и мне трудно
писать о классической музыке в развлекательном ключе. Хоть газета «Семь дней в Новосибирске» и задумывалась
как культурное издание, без легкого налета «желтизны» сейчас не проживешь.
И вообще мне, маленькой такой, страшно даже подходить к легендарному грозному
Кацу.
Однако Арнольд Михайлович Кац оказался не так страшен,
как его малевали.
В конце концов вот что у меня вышло.
***
Через недельку после выхода газеты я встретила на улице
Татьяну Абрамовну, администратора оркестра.
- Арнольд Михайлович сказал, чтобы Вы позвонили ему
домой, - заинтриговала она меня. – Запишите номер телефона.
- ... Чего тебе надо? – ответил на мое приветствие
скрипучий басок.
- Татьяна Абрамовна велела... - растерялась я.
- Знаю. Я просто хотел сказать тебе, что – хорошо.
- Хорошо – что?
- Что, что: интервью получилось хорошее, вот что. Первый
раз кто-то наконец написал про меня, как надо, - смягчился Кац. – Все, не
морочь мне голову! Пока.
***
Мой консерваторский преподаватель музыковед Владимир Михайлович
Калужский к этому времени занял должность художественного руководителя филармонии. Время от времени
я заходила к нему в филармонию и интервьюировала его. Обычно мы
беседовали в кабинете, но тут зачем-то он посадил меня в фойе напротив концертного
зала. Только я включила диктофон, как вдруг из зала вышел Маэстро Кац.
- Ты с ума сошла! – закричал Кац на все фойе. – Тебе что,
делать больше нечего!?
Калужский удовлетворенно ухмыльнулся в бороду.
Надо заметить, что оба этих семитских мачо соперничали
уже не один десяток лет.
Левая рука
С Арнольдом
Михайловичем Кацем была связана моя первая журналистская удача.
Для тех, кто понимает: о классических концертах трудно
писать живенько да остренько. В общем, так, чтоб тебя читали.
Во-первых, тема требует «высоких отношений, типичных для
духовных людей». Во-вторых, на концертах ничего такого не происходит. Ну, спели,
сыграли себе... Писать-то о чем? Поэтому в газете никто не хотел связываться с
классикой.
...Об этом я уныло размышляла, сидя на концерте
Новосибирского симфонического оркестра и из первого ряда наблюдая за Маэстро
Кацем. Сама не заметила, как увлеклась, до того выразительными показались мне его
руки, особенно левая.
...Когда на следующий день в редакции наш фотограф Андрей
кинул на мой стол свежие фотографии с концерта, я вдруг поняла, о чем надо
писать: про левую руку Дирижера и про ее приключения. Передо мной лежала
фотография Маэстро, и сами собой в голове возникали слова.
Как на грех, в редакцию зашла супруга босса, амбициозная властная «новая русская». Усевшись в кресле посреди редакции, она завела какой-то нудный монолог, пришлось изображать вежливое внимание, тайно отбирая фразы для будущей статьи.
Как на грех, в редакцию зашла супруга босса, амбициозная властная «новая русская». Усевшись в кресле посреди редакции, она завела какой-то нудный монолог, пришлось изображать вежливое внимание, тайно отбирая фразы для будущей статьи.
- Мешаю? – с наигранным участием сыронизировала неглупая дама,
поймав мой расфокусированный взгляд.
Я смущенно хихикнула и срочно вовлеклась в светскую
болтовню. Но в общих чертах уже все было придумано.
С тех пор мне
стало легко писать на любую тему.
Уже не помню, в какой газете я это обнаружила, к сожалению, фамилия автора утрачена. Но "джинсовая журналистка" - это я:) Вот и я прогремела в печати:)
Человек Шоу.
У Каца не было собственного кабинета. Между
репетиционными «заездами» он кантовался в крохотном кабинете, где располагалась
оркестровая администрация в лице Татьяны Абрамовны, Льва Григорьевича и парочки
секретарш.
Но даже в каморке Маэстро
вел себя, как на большой сцене, перед «хлопальщиками и хохотушками».
Из оркестрового зала на перерыв он выходил весь мокрый, и
его уже заботливо ожидали сотрудницы с влажным полотенцем в руках, а на вешалке болталась свежая белая рубашка.
В один из таких
моментов я забежала в оркестровый отдел за какими-то бумажками.
- Попробуй только напиши, что видела голого Каца!! –
весело заорал обнаженный по пояс Арнольд Михайлович, как только я открыла
дверь, и двинулся на меня всем корпусом.
Закончив протирать дирижерскую спину, Татьяна Абрамовна положила
перед Маэстро на краешек стола коробку «Птичьего молока».
- Где тут коричневые? – Кац, как маленький, принялся
расковыривать конфеты.
- Арнольд Михайлович ест только с шоколадной начинкой, -
пояснила Татьяна Абрамовна.
- Потому что все остальные - говно, - авторитетно заявил
Кац, сунул конфетку в рот и хлопнул по заду проходившую секретаршу.
- Ах, оставьте, Арнольд Михалыч! – кокетливо взвизгнула
та. – У меня же месячные!
Это было удивительное время, когда на экраны страны
хлынул массированный поток рекламы, половина которой почему-то была посвящена
интимным дамским проблемам, в результате «перестройки» переставшим быть тайной
для мужской половины населения.
Услыхав такое, Кац обрадованно встрепенулся, развернулся
в ее сторону и громогласно произнес, шкодно сверкая глазами:
- А у тебя есть эта, как ее... - а, вспомнил: прокладка?!
Все дамы завизжали от восторга, кроме Татьяны Абрамовны.
- Арнольд Михайлович, осторожнее, - негромко проговорила та
и показала ему глазами на меня. – Она же все напишет...
- А, ты еще здесь?! – грозно обернулся Кац.
Я с хохотом выскочила из кабинета.
Любите ли вы Брамса?
Чем резвее становилось мое перо, тем чаще раздавались в
редакции звонки разгневанных читателей.
- Это популярность, Ольга, - успокаивали меня коллеги. – Примерно
так она и выглядит. А ты думала, это цветы да конфеты? Не-ет! Но это же надо
писать о какой-то нудной классике так, чтобы вызвать такую бурную реакцию
населения!
Однако недовольных становилось все больше. Даже Кац как-то
сказал мне:
- Юмор у тебя какой-то местечковый.
А однажды и Кац не выдержал. Это когда я начала статью фразой
«Может, я не люблю Брамса?» или что-то в этом роде.
После выхода статьи в свет я как ни в чем не бывало
пришла на концерт симфонического оркестра и зашла в оркестровый отдел за
пригласительным билетом... Спустя секунду я чуть ли не кубарем выкатилась
оттуда, а Кац в распахнутую дверь орал на все фойе - на потеху своим расфуфыренным
поклонницам:
- Во-о-н!! Музыка Брамса ей не нравится, видишь ли!!
Я не знала, куда спрятаться. Вокруг меня быстро сформировалась
толпа зевак. Кое-как протиснувшаяся Татьяна Абрамовна быстро сунула мне
пригласительный на концерт.
«Ага, все-таки решил не ссориться окончательно», -
злорадно подумала я и побрела в зал.
***
Долго-долго я боялась близко подходить к оркестровому отделу.
Но однажды мне поручили кое-что выяснить у директора оркестра Льва
Григорьевича, пришлось позвонить.
На том конце провода отозвался мужской голос.
- Лев Григорьевич? – спросила я.
- Какой тебе еще Лев Григорьевич нужен? Это опять ты? –
раздался ехидный кацовский басок.
- Ой... – испугалась я. – Арнольд Михайлович, это Вы, что
ли? Надо же, как голоса похожи... Извините, перепутала!
Все наши подняли головы. Все были в курсе, как Маэстро на
меня осерчал.
- Ха-ха! – Кац был страшно доволен, что напугал меня. – Ну
что, все пишешь чушь в свою местечковую газетенку? Замуж-то вышла?
- Замуж я вышла, давно уже.
Журналисты недоуменно прислушивались к разговору.
- А я думал, ты лесбиянка.
- Никакая я не лесбиянка, - ответила я, чем повергла в
шок всю редакцию.
Валя встала из-за стола и подошла ближе:
- Что? Какая лесбиянка? Это ты с Кацем разговариваешь?
Я кивнула.
- Значит, он больше не сердится, - констатировала Валя.
Свинячий клапан
Маэстро серьезно заболел. Сердце не выдержало. Каца
срочно увезли в Германию на операцию.
Наконец, прошел слух, что Маэстро возвратился в
Новосибирск.
Мне поручили позвонить ему, узнать, как прошла сложная
кардиологическая операция, и дать заметку.
- Здравствуйте, Арнольд Михайлович!
- А, это ты? Замуж-то вышла?
- Вышла, вышла.
- И чего тебе?
- Звоню узнать, как Ваше здоровье.
- Пиши: вставили мне клапан свиньи. Говорят, лет на
двадцать хватит. Так что еще двадцать лет буду свинячить! А это для какой
газеты?
- Для «Комсомольской правды».
- Тогда ты вот что, Ольга, - интонация Каца сразу
меняется на почти торжественную. - Тогда пиши все очень серьезно, поняла?
***
Я уже давно живу в Таиланде, лишь изредка наезжаю на
Родину повидать родителей.
Однажды в центре Новосибирска вдруг встретила Арнольда Михайловича. Он выглядел похудевшим и очень-очень старым. Меня поразило, что прежде рослый и могучий, как дуб, Маэстро стал намного ниже ростом, чуть ли не вровень со мной. Я бросилась к нему, поздоровалась.
Однажды в центре Новосибирска вдруг встретила Арнольда Михайловича. Он выглядел похудевшим и очень-очень старым. Меня поразило, что прежде рослый и могучий, как дуб, Маэстро стал намного ниже ростом, чуть ли не вровень со мной. Я бросилась к нему, поздоровалась.
- Как Вы?
- Вот, гуляю, завидую
молодым, - грустно улыбнулся Кац, безобидный и даже какой-то жалкий.
Мне ужасно захотелось сказать ему что-то хорошее:
- Арнольд Михайлович, вы прекрасно выглядите, - ничего
умнее не придумала.
Кац посмотрел на меня, как на дуру:
- Не морочь мне голову.
Больше я его не видела.
Ольга Сквирская
Ко Самуи
2558
Ольга Сквирская
Ко Самуи
2558
Комментариев нет:
Отправить комментарий