Памяти Марка Копелева
- Завтра лекции по критике не будет, – предупредил нас Михаил Владимирович. – В «Пионере» фестиваль документального кино, я сижу в жюри. Кстати, приходите все, – пригласил он.
- Наши решили пойти, - сказал мне Саша. – А вы?
Мы с мужем оказались на разных курсах консерватории. Он на первом, а я, после двухлетнего декретного отпуска, на втором.
Лужский преподавал у музыковедов на всех курсах. Мало того, мы оба собирались к нему в класс по специальности, - он тогда славился широтой взглядов и демократичностью.
К сожалению, когда мы вошли в темный зал, фильм «Портной" уже заканчивался.
Когда зажегся свет, Лужский, заметив меня в публике, выразительно посмотрел и развел руками. Дело в том, что среди студентов я оказалась единственным свидетелем этой истории, которая катком проехала по судьбам многих людей...
* * *
- ...Сейчас в конференц-зале начнется лекция о рок-музыке, - сообщила мне Лена Птицына с моего курса. – Вход только для комитетчиков, но ты тоже можешь послушать, если хочешь.
Я тогда была изрядно беременной, но еще не потеряла профессионального интереса; особенно хотелось узнать побольше про советскую рок-музыку, эту черную дыру.
Шел 85-й год, и дальше группы «Машина времени», неожиданно для всех ставшей официальным филармоническим коллективом, мои познания о советском роке не распространялись.
Это было странное собрание. На передних рядах сидели немногочисленные избранные, комсомольские активисты под предводительством Тани Сыпченко, секретаря комитета комсомола консерватории.
Разбитная, веселая и голосистая девица, она регулярно участвовала во всех консерваторских капустниках, каждый из которых становился легендой, а шутки из него - фольклором.
- Я пригласила журналиста Михаила Куперта, чтобы он восполнил наш общий пробел в области рок-музыки. Но эта лекция, увы, не для всех, поскольку речь пойдет о подпольных вещах. Тем не менее мы, как музыковеды, должны быть в курсе, - и Таня села, уступив место рыжеватому молодому парню.
...На меня эта лекция произвела впечатление разорвавшейся бомбы.
Я даже не подозревала о существовании целой культуры андерграунда, в котором столько талантливых парней. В моем окружении никто никогда не кололся, не резал вены, не убегал из дома, не жил в подвалах.
Слайды из питерского рок-клуба показывали совершенно иную жизнь молодежи. Это была жизнь протеста, отказ играть по правилам двойной морали, отказ делать карьеру.
«Я дерьмо!!! Ты дерьмо!!!» - надрывно кричал юношеский голос из кассетника Михаила.
- Эй, мальчик! Ты бы погулял, – бдительная Таня углядела в последнем ряду конференц-зала какого-то подростка, случайно забредшего к нам. Пацан нехотя удалился.
- Да, надо быть осторожнее. У этих ребят, например, постоянные стычки с милицией, – заметил Михаил.
Рассказя длился часа три, и никому не хотелось расходиться. Мы все понимали, что перед нами ценнейший, богатейший, уникальный музыкальный материал, собранный с риском для карьеры и даже для свободы. Но Михаил был рад поделиться с профессиональными музыкантами тем, стало любимым делом его жизни.
Договорились встретиться через неделю. Таня попросила не слишком распространяться о том, что мы услышали.
Я с нетерпением ждала следующей встречи. К сожалению, ее перенесли. А там я уехала на недельку домой, в родной Томск.
* * *
...Когда вернулась, все было кончено.
Как сообщила мне Лена, на лекцию, которую я пропустила, пришли новенькие, и среди них оказались местные стукачи и постарались довести дело до скандала.
Они спровоцировали Михаила на высказывания, которые можно было трактовать как антисоветчину, усугубили их смысл, специально навязав дискуссию на идеологическую тему.
Лекций о советском роке в консерватории больше не было, зато прошла целая серия комсомольских и партийных собраний с последующими репрессиями.
Таню Сыпченко сняли с должности секретаря комсомольской организации и выгнали из аспирантуры, после чего ей пришлось убраться в родной Магнитогорск.
Лужский тоже получил выговор, поскольку это он пригласил в консерваторию журналиста. Кажется, его тоже откуда-то сняли…
Надо понимать, что в этом году страна праздновала сорокалетие победы. Шаг влево – расстрел.
...Когда через два года я вернулась в Новосибирскую консерваторию, чтобы продолжить учебу, я ужаснулась перемене, которая произошла с профессором Лужским. Из мужчины в полном расцвете сил он превратился в сутулого мрачного человека, который постоянно смотрел себе под ноги.
И все из-за той истории.
* * *
… Швейная машинка уверенно строчит, и из-под нее выползают джинсы. Самострок. Но по виду не отличишь от «фирмЫ». Тем более что портной пришивает иностранный лейбл на карман.
Крупный план – и я узнаю ...Михаила Куперта!
Блестящий журналист - и шьет фальшивые штаны?! А как же рок?
А вот так.
Пока шьет, Портной неторопливо рассказывает свою историю. Как один профессор консерватории пригласил его прочитать лекцию о роке… Как после этой лекции его уволили из газеты и больше никуда не приняли на работу… Как в этот тяжелый период от него ушла жена и забрала дочку…
Кстати, жена работала в оперном театре в пошивочном цеху. Это от нее он научился шить и начал этим зарабатывать себе на жизнь – строчил джинсы и продавал на толкучке. Стал прилично зарабатывать.
Но Михаил рассказал, что постоянно чувствовал тайную слежку за собой. В его отсутствие якобы кто-то обыскивал жилище: рылся в его книгах, бумагах, документах, даже в иголках с нитками, перекладывал ножницы с места на место… Это незримое присутствие Сами Знаете Кого сводило его с ума.
Он не выдержал и сам отправился прямо Туда, Куда Следует. Вычислив нужный кабинет, вошел и сказал:
- Что еще вам нужно от меня? Я уже потерял все, что имел, - работу, семью, любимое дело. Я уже ничем не занимаюсь, только шью штаны. Неужели даже теперь вы не можете оставить меня в покое?..
И Они его оставили в покое.
Вот такая человеческая история, негромко рассказанная под стрекот швейной машинки. Рассказ о разбитой судьбе уместился в шитье одной пары штанов.
Без комментариев.
* * *
...Но бессловесные съемки советской действительности свидетельствовали красноречивее слов.
...Вот его жена-блондинка идет по переходу метро. (Сто раз я по нему ходила и не замечала, какой он «совковый»). Бесконечный путь в никуда... Низкие потолки вызывают приступ клаустрофобии. Молодая женщина идет и идет, проход беспросветно виляет, как вдруг – решетка с надписью «Выхода нет»...
Женщина пинком отшвыривает щит.
...Вот она стоит под табло и ждет электропоезд. Потухший взгляд, опущенные уголки губ. А над головой – красные секунды неумолимо приближают ее к … к старости. К чему же еще?
...Толкучка с высоты птичьего полета. Миллион людей кишмя кишит. Там сейчас вся страна. Все торгуют.
Удивительно, но под эти съемки подложена музыка Баха. И сразу вся суетность и бессмысленность – как на ладони.
...Парень дошил штаны, сунул в стиральную машинку, отгладил, упаковал в полиэтиленовый пакет и…
Съемки толкучки. С толкучки фильм начался – этим и кончился.
* * *
- ...Самый лучший фильм - это, конечно, «Портной», - заявил Михаил Владимирович, когда ему предоставили слово. - Этот фильм заслуживает первого места. Но я не имею морального права голосовать за него, потому что вся эта история коснулась меня лично... У меня в этом как бы есть личная заинтересованность, – и он снова посмотрел на меня. – Мне было тяжело еще раз все это пережить, но я рад, что время настолько изменилось, что об этом уже можно снять фильм.
Все зааплодировали.
Фильм все равно занял первое место.
* * *
...Закончив консерваторию, мы уехали в Томск и поселились в общежитии в Академгородке. На девятом этаже, с шикарным видом из окна.
За общагой лес. За лесом серое асфальтовое поле.
- Пустырь какой-то. Что это? Стадион?– показываю я Саше.
- Не узнаешь? Это же бывшая толкучка! Та самая, что под музыку Баха. Только «ракурс» другой, – ответил Саша.
Теперь это пустырь. Никто там уже ничего не продает. Времена изменились, джинсов навалом. Пой и играй, что хочешь! Матерись, сколько душе угодно!
Михаил Куперт давно в Америке.
* * *
...Кто мог подумать, что еще через несколько лет мы с Сашей сами будем снимать документальные фильмы!
Наш директор киностудии, польский иезуит по имени брат Дамиан, заочно учится на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве.
Нет-нет, да вспомню фильм «Портной». (Кажется, именно тогда я полюбила неигровое кино на всю жизнь).
Как-то рассказала эту историю Дамиану.
- А мы проходили этот фильм на курсах, – вдруг так просто говорит он. – Смотрели, обсуждали. Но я что-то не очень его понял.
Что я могу сказать моему польскому другу! Как ему объяснить, что такое – "сороколетие Победы"? Что джинсы – это больше, чем просто штаны. Что рок – это больше, чем просто песни и наркотики. Что «совок» – это не образ жизни, а диагноз. И что проходит эта болезнь только вместе со смертью.
Новосибирск 1999
Читайте книги Ольги Сквирской на сайте Проза.ру
https://www.proza.ru/avtor/olgaskvirskaya
и на ЛитРес
https://www.litres.ru/olga-evgenevna-skvirskaya/
https://docs.google.com/document/d/1JixZRjFsFDYzq7k8HsLI5qdpoSGe8TLfukyyMHszd5E/edit#
ОтветитьУдалитьА вот что дальше с Портным:) Потрясающий текст, сейчас так не пишут!! Браво, Марк Копелев!