Консерватория, газета, католическая киностудия, агентство недвижимости, дайвинг, тропический остров, суд, Сибирь. Может, в консерватории что-то подправить?

Это все у нас с мужем на двоих. Мы поступили в консерваторию в одной стране, когда "музыковед" - это звучало гордо, а закончили ее в другой - когда трудно было придумать более бесполезное образование. И все-таки мы ни о чем не жалеем - было весело:))

вторник, 18 ноября 2014 г.

Мифы о музыкальном воспитании


http://youtu.be/qDPVF-zNZkM

 1. Миф первый: музыкальные занятия воспитывают творческую личность.

- Не делайте мне из него пианиста, я всего лишь хочу, чтобы он вырос творческой личностью, - такие требования выдвигают родители, приведя малыша в музыкальную школу.

Так я столкнулась с тем, что далеко не все понимают, что такое творчество.
С чего люди взяли, что обучение музыке автоматически делает человека творческой личностью? Вы что, никогда не видели зачехленных пианино, ненужной мебелью застывших в углу квартир, хозяева которых имеют дипломы об окончании музыкальной школы? Куда же подевалось пресловутое "творчество"? Ради эксперимента попросите-ка такого приятеля что-нибудь сыграть. Ну хоть что-нибудь... Скорее всего, вы услышите, что он уже "все забыл". Да, еще спросите его, как давно он был на концерте в филармонии...
 

Так что же получается: в занятия музыкой креатив не заложен?
Не более, чем в бег трусцой, в занятия математикой или в зубрежку правил грамматики русского языка. Конечно, даже это все можно делать творчески, как и все на свете. Однако за творческую составляющую приходится отдельно бороться, и тут многое зависит от личности педагога, и если сильно повезет, тогда уроки будут наполнены творчеством. Но это бонус.

Поэтому когда родители обрекают дитя на музыкальные занятия ради творчества, они слабо представляют себе, где творчество, а где музыкальные уроки. Предмет музыки - это пока всего лишь язык. До творчества нужно еще дожить и доработать.

Вывод: получение музыкальных знаний само по себе еще не гарантирует развития творческого начала в человеке. Увы.


2. Миф второй: предмет музыки - это занятие искусством.

Музыкальные знания - это некий набор символов, такой же язык, как любой другой.
Мы изучаем сначала алфавит, затем значения слов, затем принцип построения предложения, - а дальше все зависит от личности ученика, как он сумеет применить полученные знания: напишет ли "Войну и мир" или неприличное слово на заборе.
Аналогично, постигая музыкальную грамоту, мы овладеваем азами нового языка, языка звуков, но само по себе это еще никакое не искусство. 
Так может не стоит учить ребенка музыке, раз так?


Мой ответ  - стоит. Безусловно да. Приличный человек должен понимать этот язык - язык звуков.
К тому же систематические музыкальные занятия  дают массу бесценных качеств, таких, как трудолюбие, отвественность, умение доводить дело до конца. Привычка изо дня в день работать на результат, который не скоро сказывается, весьма полезна для жизни, и пригодится не только в музыке.

Однако творческое начало следует развивать независимо от овладевания языком, - на уроках музыки ли, другим ли способом. 

На меня большое впечатление произвела история о том, как Полу МакКартни приснилась песни Yesterday. Проснувшись, он принялся расспрашивать друзей, что это за мелодия, но никто ее прежде не слышал. И тогда он понял, что он сочинил ее сам - во сне. Или Кто-то подсказал.
Так вот, чтобы такое чудо случилось, нужны две вещи: нужно знать и понимать язык, вторая - нужно быть открытым на Создателя. Это и называется быть креативным человеком:)

3. Миф третий: ребенок должен хотеть заниматься музыкой.

Многие современные родители считают, что ребенка следует учить музыке только в том случае, если он этого хочет.
- Хочешь ходить на музыку? - на полном серьезе спрашивают четырехлетнего мальчика, который еще не знает, что это такое, и хочет он этого или не хочет.

Я считаю, что "хочешь-не хочешь" - это некорректная постановка вопроса.
"Хочешь в кино?" - можно спросить ребенка. Но лучше не спрашивать, хочет ли он ходить в школу. Если вдруг нет, то что?..
Поэтому если родители самолично приняли решение, что музыкальные знания для ребенка обязательны, они не должны формулировать вопрос в виде альтернативы, и тогда ребенок не будет воспринимать уроки музыки как развлечение вроде кино.
А если мама с папой не считают музыку жизненно необходимым предметом, то нечего и огород городить: уж лучше потратить время ребенка и собственные деньги с большей пользой, - толку все равно не будет. Как и любым языком, овладевание музыкальными азами - это серьезный труд. При этом очень трудно уговорить работать ребенка, настроенного на временное развлечение.

Зато если ребенка изначально сориентировали на "так надо", "это тоже школа, только другая", то по принципу "насилие неизбежно - расслабься и получи удовольствие" - он обязательно получит удовлетворение от продуктивного труда, и, возможно, выйдет на новый творческий уровень.


4. Миф четвертый: развитие креатива не важно, лучше заняться делом

Интересно, что товарищи родители, которые так некстати пристают к детям с вопросом "Хочешь?" по поводу уроков музыки, без энтузиазма относятся к идее водить ребенка, например, в арт-студию или в кружок поделок, хотя все дети обожают что-нибудь мастерить и придумывать, и с удовольствием бы занялись чем-то подобным. "Ты очень загружен", "Лучше займись делом" - возражают взрослые.
А почему? Да потому что люди недооценивают креатив. Куда его положить, этот креатив?
И вообще - что такое креатив, кто его видел? если даже игра на пианино - еще не он?

Я вдруг поняла: креатив - это не столько конкретные умения с навыками, сколько определенное мировоззрение. Это такое отношение к жизни, когда чувствуешь себя Сотворцом. Сотворцом чего? Да всего - цветов из ракушек, мелодий из звуков, параллельного мира на бумаге из красок, а дальше - больше: ты научишься позитивно мыслить, бесстрашно мечтать и воплощать самые несбыточные желания, то есть ты начнешь творчески жить и станешь "сам себе режиссером", творцом собственной судьбы, и даже отрицательные события пойдет тебе на пользу. Твоя биография сложится, как песня, и выйдет увлекательнее иного художественного романа, высосанного из пальца, а волшебство твоей личности будет неудержимо притягивать к тебе людей.
Так что креатив - это больше, чем то, что вы подумали:)

Важно, чтобы ребенок с детства понял, что для привлечения внимания достаточно придумать интересное занятие самому себе, тогда взрослые и дети, мужчины и женщины с любопытством начнут заглядывать тебе через плечо, восхищаясь твоей изобретательностью. Нытьем-то такого не добьешься:)

5. Миф пятый: музыка не относится к жизненно необходимым предметам

Да, музыка - это не арифметика.
Да, музыка - это не хлеб, без нее никто еще не умер.

Однако музыкальные знания могут и дать кусок хлеба в трудную минуту.
В еврейских семьях никогда не возникал вопрос, учить детей музыке или нет. В народе-скитальце, несущем за плечами тысячелетний опыт изгнания и погромов, прижились профессии, пригодные в любой стране и не связанные с землей и недвижимостью, и в их числе игра на музыкальных инструментах. Местечковым евреям в царской России довольно сложно было получить образование, зато уж музыкальные знания и умения передавались от поколения к поколению, а блестящие музыканты даже имели шанс прорваться в высшее общество, преодолев пресловутую черту оседлости.
А скольким еврейским музыкантам скрипичное, композиторское или фортепианное мастерство облегчило жизнь в эмиграции, а сколько из них добились мировой известности благодаря усердным занятиям музыкой! И по сей день в еврейских семьях никто не отменял замечательной традиции - учить детей музыке.

А русские традиции? Вспомним дворянское воспитание, результатом которого каждая барышня умела как минимум спеть романс, аккомпанируя самой себе на рояле, любой поручик мог сыграть польку на фортепиано, а излюбленным вемяпрепровождением были домашнее музицирование и салонные музыкальные вечера.
Почему все это мы должны "кому-то дарить"?
Лично я - за музыку.


Ольга Сквирская
Ко Самуи
2557 (2014)

Комментариев нет:

Отправить комментарий